top of page

Как смотреть 

живопись

как режиссер

Живопись всегда служила вдохновением для кинематографистов. Многие выдающиеся режиссеры переносили на экран шедевры живописи, перенимая её главные приемы — композицию, свет, цвет. Рассмотрим, как использовать эти приемы в кино, и как смотреть живопись как режиссер. 

Регулярный просмотр живописи развивает чувство композиции, режиссерское видение, драматургическое мышление и фантазию. Чтобы приобрести эти навыки, попробуйте изучить то или иное произведение живописи следующим образом.

1. Прислушайтесь к своим ощущениям

 

Какие эмоции вызывает у вас картина? Проанализируйте свои чувства. Зафиксируйте свое первое впечатление. Это поможет вам в дальнейшем понять, какими художественными средствами оно достигается.

2. Найдите главный объект

 

Подумайте, какой объект или герой является центральным. На каком плане он находится (переднем, среднем или заднем?)

Что изображено на фоне? Какие детали есть на картине?

Нажмите, чтобы увеличить

3. Определите сюжет

После того, как вы выделили центральный объект (героя или предмет), фон, на котором он находится, и ключевую деталь, постарайтесь додумать сюжет картины. В чем её история? Есть ли в этой истории конфликт?

 

Если на картине присутствуют несколько героев, попробуйте представить диалог между ними — о чем он мог бы быть?

 

Разбейте картину на планы — общий, средний, крупный, деталь. Как вы бы могли раскадровать эту картину? Какой план был бы первым? Попробуйте сделать раскадровку. 

4. Изучите язык тела

Что говорят позы героев? Открытые они или закрытые? Герой сомневается нервничает, демонстрирует уверенность в себе?

Проведите воображаемые линии от рук, ног и тел героев — куда они направлены? Внутрь или за пределы кадра?

 

С. Медынский в своей книге «Компонуем кинокадр» выделял 2 типа композиции — открытую и закрытую. Открытая композиция — это когда линии всех объектов направлены за пределы кадра, закрытая, когда — внутрь кадра.

Открытая композиция подходит для динамичных сюжетов, когда стоит задача передать или усилить движение в кадре. Закрытую композицию хорошо применять в статичных кадрах в конце сцены.

Нажмите, чтобы увеличить

5. Определите точку зрения

Обратите внимание на точку зрения, с которой мы видим картину. С какого ракурса представлен герой/герои? Мы видим их на уровне глаз или немного сверху? Мы видим их с точки зрения героя этой сцены (который как бы находится за кадром)

или стороннего наблюдателя?

Нажмите, чтобы увеличить

6. Посмотрите на композицию

 

Многим начинающим кинематографистам не достает чувства композиции кадра. Речь идет не только о правиле золотого сечения и равновесии. Важно знать, какие выразительные средства композиции существуют и чего с их помощью можно добиться. При построении композиции стоит обращать внимание на следующие вещи: линии, пропорции и пространство.

  • Линии

 

Линии могут быть горизонтальными, вертикальными и диагональными. С помощью горизонтальных и вертикальных линий можно создать ритм, сделать композицию устойчивой и уравновешенной.

 

Диагональные линии создают динамику. Мысленно начертите диагонали картины. Выделите главных героев и проведите линии сквозь них. Диагональные линии при пересечении с горизонтальными и вертикальными всегда создает острые углы, которые вызывают напряжение в подсознании. Чем больше диагоналей и острых углов в картине, тем динамичней её композиция и сильнее напряжение от восприятия. Начинающие фотографы могут искать диагонали при компоновки кадра, чтобы создать более интересные снимки.

Нажмите, чтобы увеличить

  • Пропорции

 

Присмотритесь к пропорциям. Соблюдены ли они? Если нет — это авторское решение. То же самое качается равновесия в картине. Посмотрим на «Скачки в Эпсоме» Жерико. Художник удлиняет тела лошадей, чтоб подчеркнуть их скорость.

Нажмите, чтобы увеличить

  • Пространство

Изучите пространство. Плоское оно или глубокое? Рассмотрим способы создания плоского и глубокого пространства.

Глубокое пространство создается при помощи перспективы, разницы в размерах и перекрытием. Объекты, находящиеся на заднем плане, кажутся стоящими дальше, а объекты на переднем плане кажутся ближе. Если один объект перекрывает другой, возникает иллюзия глубины. ​Глубина также может создаваться за счет текстуры. Объекты с большей детализацией кажутся ближе, а объекты с меньшей, кажутся дальше. Если два объекта одинакового размера, зритель всегда воспримет более яркий как более близкий, а более темный, как находящийся дальше. Если говорить о линейной перспективе, внимание зрителя всегда привлечено к месту расположения точки схода. Скрытые точки схода всегда привлекают внимание аудитории, если даже в этих точках нет объекта. Чем больше точек схода, тем сильнее иллюзия глубины.

 

Для создания плоского пространства должно быть постоянство размеров (объекты должны располагаться на одном плане и быть одинакового размера), пропорции, симметрия, равная степень детализации текстур, дымка может скрывать характерные объемы на фоне, узкий тональный диапазон, только теплые или только холодные цвета.

 

Также бывает комбинированное пространство, которое содержит характеристики глубинного и плоского пространства.

Нажмите, чтобы увеличить

7. Оцените цвет 

Оцените цветовую гамму. Перед вами теплые или холодные цвета? Есть ли цветовые контрасты теплых и холодных цветов? Теплые цвета — это красный, оранжевый, желтый, холодные — синий и зеленый. Теплые цвета воспринимаются как близкие, холодные кажутся дальше.

Нажмите, чтобы увеличить

8. Посмотрите на свет

 

Какой характер освещения? Свето-теневой или свето-тональный? Свето-теневое освещение характеризуется наличием резких и длинных теней, контрастом черного и белого. Свето-тональное освещение имеет мягкие нерезкие и часто короткие тени.

Чем чаще вы будете анализировать произведения живописи как режиссер, тем интересней будут становится ваши собственные кадры.

Нажмите, чтобы увеличить.

Пример разбора картины

bottom of page